Возрождение рынка консалтинга сопровождается падением цен.
Российская экономика переживает несамые простые времена, тем неменее рынок консультационных услуг демонстрирует оживление. «В отличие отаудита цены наконсультационные услуги характеризуются большей стабильностью ичуть меньше страдают отдемпинга, хотя кризис иснизил бюджеты большинства клиентов как вгосударственном, так ив частном секторе», — говорит партнер BDO Елена Хромова. Объективные данные поросту выручки, поее словам, подтверждаются субъективным ощущением: все больше клиентов напереговорах проявляют интерес кконсультационным услугам, практически скаждой компанией обсуждаются потребности втех или иных видах консалтинга. «Активным заказчиком становится средний бизнес. Вцелом ситуация внушает оптимизм, спрос как натрадиционные, так ина новые услуги оживился ирастет», — говорит эксперт.
Схожей точки зрения придерживается председатель правления иуправляющий партнер КПМГ вРоссии иСНГ Олег Гощанский: «Состояние консалтингового рынка напрямую зависит отобщей макроэкономической ситуации. Понашим ощущениям, онсейчас оживает».
Вместе стем отмечаемое экспертами, опрошенными РБК+, увеличение спроса наконсультационные услуги весьма неоднородно. Во‑первых, общий рост наблюдается лишь вотдельных сегментах, во‑вторых, его причины невсегда носят рыночный характер, в‑третьих, клиенты стали довольно избирательны, втом числе вчасти готовности платить консультантам.
Налоговый пресс
Главное, что отмечают все эксперты, — увеличение спроса науслуги консультантов всфере налогообложения всвязи сусилением активности фискальных органов вчасти пополнения бюджета.
«Налоговый консалтинг по-прежнему является одним изсамых востребованных видов консалтинга, испрос нанего, понашему мнению, будет только расти», — полагает гендиректор «Финэкспертизы» Нина Козлова. Поее словам, эта тенденция связана как сужесточением контроля налоговых органов заправильностью формирования налоговой базы иполнотой уплаты налогов вбюджет, так исо все возрастающим количеством судебных решений, принятых нев пользу налогоплательщиков. Втаких условиях вкупе собщей экономической ситуацией предприятия ифизические лица все чаще обращаются кналоговым консультантам, стремясь снизить налоговые риски попроводимым ими хозяйственным операциями, как следствие, уменьшить вероятность наступления негативных последствий, связанных втом числе ис серьезными финансовыми потерями вслучае применения государственными органами соответствующих санкций. «Кроме того, наситуацию вомногом влияет истремление налогоплательщиков законно оптимизировать свою налоговую нагрузку сцелью наиболее эффективного использования имеющихся вих распоряжении финансовых ресурсов», — подытоживает эксперт.
Контроль состороны ФНС усиливается, практически любая фирма находится под угрозой доначислений. Чтобы снизить риски, важно совместно спрофессионалами прорабатывать правовую позицию, — отмечает исполнительный директор КСК групп Александр Рагиня.
Впрочем, некоторые консультанты видят вовсплеске налогового консультирования нетолько кнут, нои пряник состороны властей. «Продолжает увеличиваться спрос науслуги налогового консалтинга, что связано сболее четким проявлением тенденции деофшоризации бизнеса ирасширением налоговых льгот внутри страны», — замечает партнер иисполнительный директор АКГ «Деловой профиль» Ксения Архипова.
Олег Гощанский среди главных драйверов роста рынка выделяет «различные регуляторные изаконодательные изменения: усиление требований криск-менеджменту, комплаенсу, прозрачности иконтролю, изменения вналоговом законодательстве» иотмечает всвязи сэтим высокую востребованность услуг, связанных свнедрением МСФО‑9, иналоговое консультирование втаких областях, как BEPS (Base Erosion and Profit Shifting— размывание налогооблагаемой базы ивыведение прибыли из-под налогообложения), возвратНДС, необоснованная выгода ит. д.
Вцеломже среди причин роста спроса науслуги консультантов эксперты помимо сугубо утилитарных задач приспособиться кадминистративным маневрам родного государства называют еще целый комплекс причин.
«Первым фактором роста рынка ябы назвала отложенный спрос, сформировавшийся впредыдущие нескольколет, когда клиенты оптимизировали бюджеты, экономя нев последнюю очередь наконсалтинговых продуктах. Многие масштабные илокальные проекты были отложены долучших времен. Несмотря нато что лучшие времена все еще ненаступили, бизнес адаптировался ккризису иготов инвестировать визменения», — полагает Елена Хромова.
Пословам Олега Гощанского, «компании понимают, что для успешного функционирования имнужно меняться, оптимизировать иавтоматизировать свои процессы, внедрять технологии, атакие изменения— это работа для консультантов».
Ростки будущего
Точки роста представители индустрии описывают по-разному. Некоторые связывают его сгеополитическими процессами. Последствия санкций позволили высвободить довольно привлекательные ниши, которые сегодня снова стремятся занять иностранные продавцы оборудования,ТНП, услуг, говорит партнер, директор постратегическому развитию АКГ «Деловой профиль» Армен Даниелян. «Поэтому широким спросом начинает пользоваться стратегический консалтинг имаркетинговые услуги». Кроме того, поего словам, банки впериод кризиса столкнулись сростом непрофильных активов, которые пока еще сложно реализовать, вэтой связи встает вопрос оDue Diligence; соответственно, набирает обороты втом числе услуга поинвентаризации активов врамках комплексных Due Diligence. «Роста интереса кинвестиционному консалтингу поканет, онобычно одним изпоследних выходит изкризиса, нопробуждается интерес зарубежных компаний кроссийскому рынку», — считает эксперт.
Более распространенной, однако, является точка зрения, что драйвером роста станет необходимость внедрения новых технологий, атакже необходимую вусловиях стагнации оптимизацию издержек.
«Мы видим спрос наIT-решения, стратегический консалтинг, оптимизацию управления бизнесом, — говорит Елена Хромова. — Компании учатся работать вновом окружении, монетизировать данные, менять систему взаимодействия спотребителем. Вэтой связи растет спрос нацифровую трансформацию бизнеса, виртуализацию IT-среды». Помимо локальных задач, касающихся оптимизации издержек, таких как построение систем мотивации, управление поставками, востребованы иболее глобальные решения, помогающие собственникам изменить подходы куправлению бизнесоми, сохраняя контроль, снизить уровень участия втекущих операционных процессах. «По-прежнему популярен аутсорсинг любых процессов, поскольку врамках оптимизации онявляется одним изважных инструментов», — считает Хромова.
Аналогичной точки зрения придерживается иНина Козлова. «В последние годы рынок консультационных услуг вРоссии сохраняет спрос наIT-консалтинг, втом числе методологические материалы для автоматизации различных бизнес-процессов— учетных, бюджетирования, трансферного ценообразования, управления производством ит. д., — отмечаетона. — Видны темпы роста спроса науслуги аутсорсинга иналогового консалтинга, втом числе всфере ТЦО». Данный тренд, поее словам, позволяет сделать вывод оприоритетных для российских компаний вопросах: оптимизация операционной деятельности иповышение ееэффективности засчет автоматизации бизнес-процессов ипередачи непрофильных функций наподряд. Вближайшее время, считает эксперт, тренд сохранится.
Есть идругие идеи роста. «Потребность вконкретных услугах вомногом зависит отспецифики иформата бизнеса клиента, — считает Александр Рагиня. — Для крупного холдинга, который давно иуспешно работает нарынке, часто актуально выстраивание системы защиты активов. Для компаний, вкоторых несколько учредителей, важно создать эффективный порядок принятия решений сучетом мнения всех партнеров». Это поможет снизить риски корпоративных конфликтов. Большим спросом, помнению эксперта, будет пользоваться «обновление» юридической структуры бизнеса. Практика изаконодательство стремительно меняются, поэтому юридические конструкции, которые еще недавно обеспечивали бизнесу безопасность, уже завтра будут неэффективными.
Счетная палата
Вместе стем, несмотря наобщий довольно оптимистичный настрой консультантов, есть еще один существенный фактор, определяющий ихфинансовое благополучие, — цены наконсультационные услуги. Здесь опрошенным РБК+ экспертам похвастаться пока нечем.
«Уже сейчас цены нарынке консалтинговых услуг демонстрируют снижение, особенно всегменте стандартных услуг, — клиенты неготовы платить больше застандартные виды услуг, куда попадает иоценка, что поощряет «ценовую войну», наполях битвы которой мывсе чаще видим ипредставителей «большой четверки». Заполучение всвой портфель крупных проектов нередко разворачиваются настоящие ценовые баталии», — описывает текущую конъюнктуру рынка Нина Козлова.
«Конечно, сейчас все считают деньги, нов консалтинге такого уровня ключевой аргумент впользу работы сконсультантом— его способность эффективно решить проблему клиента иценность, которую ондобавляет, ането, что ондешевле конкурента», — отмечает Олег Гощанский.